Профилактика аддиктивного и деструктивного поведения.

 

Аддикция (англ. Addiction — зависимость, пагубная привычка, привыкание), в широком смысле, — ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания, но теперь больше применяется не к химическим, а к психологическим зависимостям, например, поведенческим, примерами которых могут служить: интернет-зависимость, игромания, шопоголизм, психогенное переедание, фанатизм и т.п.

В медицинском смысле, аддиктивность — навязчивая потребность в повторении определённых действий, сопровождающаяся, в случае нарушения привычного для пациента графика, явно выраженными физиологическими и психологическими отклонениями, нетривиальным поведением и прочими нарушениями психики.

Аддиктивное поведение связано с желанием человека уйти из реальной жизни путём изменения состояния своего сознания.

Виды аддикций.

Зависимости можно поделить на химические, промежуточные (пищевая и адреналиновая аддикции) и поведенческие (или психологические). Согласно классификации Ц.П.Короленко можно выделить следующие виды поведенческих аддикций:

  • азартные игры, гэмблинг (от англ. gambling — игра на деньги)
  • аддикция отношений (сексуальная аддикция, любовная аддикция, аддикция избегания)
  • работоголизм (трудоголизм)
  • технологические зависимости (зависимость от телевизора, от компьютерных игр, интернет-аддикция, гаджет-аддикция - зависимость от смартфонов, электронных игрушек, например, тамагочи)
  • аддикция к трате денег (ониомания, шопоголизм)
  • ургентная аддикция (проявляется в привычке находиться в состоянии постоянной нехватки времени, желании постоянно планировать и контролировать свое время, сопровождается страхом «не успеть»)
  • спортивная аддикция (или аддикция упражнений - потребность постоянно увеличивать количество и сложность тренировок; встречается у профессиональных спортсменов)
  • аддикция духовного поиска (этот вид аддикции был описан в 2004 году на основании наблюдений за пациентами, пытавшимися освоить различные духовные практики)
  • состояние перманентной войны (данная аддикция встречается у ветеранов боевых действий и выражается в стремлении создавать опасные ситуации и к неоправданному риску).

Помимо деления аддикций на химические и поведенческие можно разделить их с точки зрения социума. Выделяют социально приемлемые формы аддикции и осуждаемые обществом (наркомания, алкоголизм, гемблинг). При терапии социально неприемлемых аддикций они, как правило, заменяются на социально приемлемые (трудоголизм, спортивная аддикция, аддикция отношений и др.).

Страдать от аддикций могут как взрослые, так и подростки. По мнению ученых, аддиктивное поведение закладывается еще в детстве под влиянием личностных характеристик и окружающей среды. К подростковому возрасту аддиктивное поведение уже может проявляться в полной мере.

 

 

 

Признаки наличия аддикций у подростка:

  • желание демонстрации превосходства над окружающими на фоне неуверенности в себе;
  • боязнь доверительных отношений с окружающими, внутренняя изоляция;
  • широкий круг знакомств, демонстрируемая социальность;
  • склонность ко лжи;
  • высокая тревожность, депрессивное поведение;
  • избегание ответственности;
  • наличие устойчивых моделей, стереотипов поведения.

Подростки могут иметь любой из видов аддикций, но чаще всего речь идет об интернет-зависимости, которой сильно подвержены старшеклассники.

Чем опасна интернет-аддикция для подростков?

  • подростков могут соблазнить на совершение действий сексуального характера;
  • подростки получают доступ к порнографии, которой очень много в интернете. При этом программное обеспечение, которое должно ограничивать доступ несовершеннолетних к таким материалам, часто не срабатывает или вообще отсутствует;
  • доступ к сайтам, разжигающим религиозные или межнациональные розни, сайты с инструкциями по изготовлению бомб и др.
  • увлечение онлайн-играми с насилием повышает агрессивность детей.

Причины аддикции

Любая аддикция не формируется на пустом месте, не возникает сама по себе. Для того, чтобы аддикция могла появиться, необходимы существенные причины. Такие причины запускают механизм деградации личности, заставляют человека напрасно растрачивать свои внутренние ресурсы. Рассмотрим подробнее причины аддикции. Как правило, их не бывает много.

Генетическая предрасположенность

Генетическая предрасположенность подразумевает, что склонность к аддикции передается на клеточном уровне. Многие люди даже не подозревают о том, насколько сильно зависимы от образа жизни своих родителей. Не все хотят осознавать, что мы напрямую несем в себе то, что в нас заложено. Генетику исправить нельзя, но можно стать сильным разумом, чтобы уметь контролировать каждый свой шаг.

Социальные факторы

Зависимое поведение нередко возникает тогда, когда индивид изначально растет и воспитывается в асоциальной обстановке. Роль социальных факторов ни в коем случае нельзя преуменьшать, это одна из основных причин формирования неблагополучного поведения. Очень важен пример родителей, на который дети сознательно или бессознательно всегда обращают внимание. Взросление в неподходящей обстановке не способствует личностному развитию. Индивид растет с заниженной самооценкой, появляются проблемы в общении, в отношениях с другими людьми.

Нарушения в личностном развитии

Когда что-то в жизни складывается не лучшим образом, у личности возникает бессознательная потребность защитить себя, вернуть себе душевный комфорт. Какие-либо нарушения в личностном развитии – это серьезная причина, из-за которой может в конечном итоге произойти деградация личности. Аддикция на какое-то время позволяет человеку ощутить некоторую стабильность в жизни, справиться с волнением и тревогой.

 

 

Факторы риска возникновения асоциальных подростковых групп деструктивной направленности.

 

  1. Деформация в семейных отношениях (острая неудовлетворенность своим существованием; неприятие судьбы родителей и нежелание следовать их жизненным путем).
  2. Недостатки в учебно-воспитательной работе общеобразовательных организаций, других учебных заведений.
  3. Нарушение нормального взаимодействия подростков с социальной средой, появление первичных форм дезадаптации и девиации, отсутствие у подростков твердых нравственных взглядов и убеждений.
  4. Перенос общественно-организаторской и коммуникативной активности подростков в сферу свободного общения, и в связи с этим, увеличение у них неформальной, стихийно возникающей, неорганизованной асоциальной деятельности и отношений.
  5. Постепенное отчуждение подростков от первичных социально полезных групп (семьи, класса, учебной группы).
  6. Педагогические ошибки как фактор деструктивного поведения несовершеннолетних:

- профессиональная непригодность (грубость учителя, унижение ученика, «наклеивание ярлыков», публичная компрометация обучающихся, прямой диктат, месть или косвенное сведение счетов, запугивание);

- демонстрация превосходства, равнодушие к учебным успехам, лицемерие, игнорирование обучающегося.

Личностные особенности подростка, способствующие риску вовлечения в неформальные молодежные группы деструктивной направленности.

Личность в подростковом возрасте активно развивается под воздействием различных факторов. Эти факторы могут негативно сказываться на развитии личности и детерминировать развитие личностных особенностей, ведущих к дезадаптации несовершеннолетнего.

Ведущим видом деятельности подросткового возраста является интимно-личностное общение с ровесниками (Д.Б.Эльконин), в котором происходит практическое освоение моральных норм и ценностей и формируется самосознание как основное новообразование психики. В случае дезадаптации подросток вовлекается в неформальные молодёжные группы деструктивной направленности, где он удовлетворяет свою потребность в общении и признании, однако данные группы могут иметь негативные последствия для самого подростка.

Ввиду описанных особенностей подросткового возраста педагогам и родителям необходимо обращать пристальное внимание на такие личностные особенности несовершеннолетних, как:

  • трудность формирования жизненных ориентиров, ценностей;
  • переживание собственной неуспешности;
  • трудности самопонимания, неадекватная самооценка;
  • отсутствие позитивных жизненных целей;
  • неумение взаимодействовать с окружающими;
  • неустойчивость эмоциональной сферы;
  • предрасположенность к психическим заболеваниям;
  • склонность к депрессиям;
  • склонность к девиантному поведению;
  • акцентуированные и психопатические черты личности.

 

Как не совершать ошибки родителям при воспитании своих детей.

«Активное слушание». Вспомним, как мы разговаривали и разговариваем с нашими детьми – в детском возрасте, в основном, было «повелительное наклонение» и, если дети не слушались, то мы угрожали. Или ребенок говорит, а мы делаем вид, что мы его слышим или сделали вид, что участвуем в разговоре с ним. В подростковом же возрасте повелительное наклонение вызывает у ребенка агрессию, обиду и, если мы только делаем вид, что слушаем, то ребенок уже понимает, что мы его не слышим. Как часто мы оставляем детей наедине с грузом разных переживаний своими решительными «Поздно!», «Пора спать!», «Некогда» и тому подобными фразами, в то время как несколько минут внимательного активного слушания могли бы по-настоящему успокоить ребенка.

При «активном слушании» ребенок сам продвигается в решении своей проблемы. Если родители действительно будут стараться помнить об «активном слушании», результат обязательно будет.

Контакт глаз – это возможность проявить теплые чувства друг к другу. Младенцы, лишенные любящего взгляда матери чаще болеют, хуже развиваются. Потребность в контакте глаз дана человеку от рождения. В 6-8 недель глаза ребенка ищут чего-то, первая улыбка на лице младенца появляется в ответ на Ваше лицо.

Тревожные, неуверенные дети больше всего нуждаются в том, чтобы с ними налаживали контакт на любом уровне, в том числе и контакт глаз. Ласковый взгляд, переданная взглядом информация может так же отпечататься в сознании ребенка, как и сказанные слова. Даже если Вы прибегаете к какому-либо наказанию, в Ваших глазах должна быть любовь, а не злоба.

Если потребность в контакте глаз удовлетворена, то ребенок спокоен, он не отворачивает голову в сторону при контакте с другими людьми.

Также очень важен ребенку физический контакт. Обнимайте Вашего ребенка не менее четырех раз в день. Для многих живых существ физический контакт остается единственным способом выражения привязанности и заботы. У психологов есть понятие “тактильного голода”. Бывает он у детей, которых вполне достаточно кормят, но мало ласкают. 

Многие родители не понимают, как важно для ребенка, когда его обнимают, прижимают к себе, тормошат, целуют. Не бойтесь, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Теплые, ласковые прикосновения смягчают душу ребенка и снимают напряжение.

Возня, борьба, похлопывание по плечу, потасовки, шутливые бои позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость, чувствовать мужскую поддержку отца. Для мальчика эти “медвежьи” шалости не менее важны, чем для девочки “телячьи нежности”. По мере того, как мальчишки растут, они становятся все более нетерпимыми к спонтанным ласкам, но иногда у них возникает острая потребность в родительской любви, выражаемой через телесный контакт, нежность и ласку, поэтому очень важно не пропустить такие моменты.

 

Деструкция (от лат.destructio, dekonstructio) — разложение, разрушение (в большинстве случаевпротивоположное или отрицательное от конструкция).

Деструктивный вид поведения являет собой отклонение от общепринятой нормы поведения и морали и носит разрушающий характер. Разрушения затрагивают все сферы жизни человека: здоровье, отношения с друзьями, социализацию и т.д. Деструктивная модель характерна для 89% людей на планете и проявляется в тяжелые, переломные моменты жизни.

Но чаще всего такое расстройство характерно для подростков, которые ввиду своего переходного возраста, отсутствия достаточного внимания со стороны взрослых, влияния улицы, подмены настоящих ценностей, приоритетов и ряда других причин поддаются такому поведению. Для того, чтобы понять, как справиться с такой проблемой, нужно понять, что вызвало такое поведение. Разобравшись в этом, можно без большого труда и посторонней помощи справиться с деструктивностью.

Почему возникает деструктивная модель поведения?

Для человека с детства примером для подражания становится семья и родители. К 4-5-летнему возрасту, ребенок получает запас знаний и понимания человеческих взаимоотношений, которым он будет руководствоваться в дальнейшей жизни.

Если конструктивная модель поведения является нормой в семье ребенка, все члены семьи проявляют заботу друг о друге, решают проблемы разумными способами, а не посредством скандалов и упреков, ребенок не видит постоянных пьянок и растет в гармоничной обстановке, то в его жизни маловероятно развитие такого отклонения.

Если происходит наоборот, первенец в группе риска.

Деструктивная деятельность имеет два вектора направления:

  1. Внешние проявления (вандализм, жестокость к животным и людям, войны, теракты, экоцид).
  2. Направление на внутренний мир человека или саморазрушение (употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, суицид и т.д).

Психологи выявили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей.

Привлечь к себе внимание.

Если ребенок не получает нужного количества внимания, то он находит способ его получить: непослушание. Учителя то и дело отрываются от своих дел, делают замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание непослушанием все–таки получено, лучше уж такое, чем никакого.

Показать, что имеет власть над другими.

Детям особенно трудно, когда взрослые общаются с ними, в основном, в форме замечаний, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством. Смысл такого поведения – отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность.

Отплатить, отомстить, взять реванш.

Дети часто обижаются на взрослых за несправедливое наказание, любимчиков. В глубине души ребенок переживает, а на поверхности – протесты, непослушаемость, неуспеваемость. Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть вам тоже будет плохо».

 

Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

 

Вовлечение в группы деструктивной направленности: тоталитарные секты религиозной или экстремистской направленности, группы, доводящие до аутоагрессии (суицида), так называемые «группы смерти» - в настоящее время стало огромной мировой проблемой. Их аудитория – дети, которые после систематического посещения сообществ решаются на самоубийство.

Деструктивные культы призывают к разрушению, убийству, аутоагрессии. В группах деструктивной направленности происходит разрушение личности человека через разрушение его психики.

Особую опасность представляет вовлечение молодежи через сеть Интернет в группы деструктивной направленности, где очень активно используются социальные сети.  Вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях - аналог вовлечения детей в наркологическую и другие зависимости. Деструктивная группа, как правило, закрытая. Цель закрытости – придать оттенок «исключительности» и «эксклюзивности информации».

 

 Факторы риска возникновения асоциальных подростковых групп деструктивной направленности.

  • деформация в семейных отношениях (острая неудовлетворенность своим существованием; неприятие судьбы родителей и нежелание следовать их жизненным путем);
  • нарушение нормального взаимодействия подростков с социальной средой, появление первичных форм дезадаптации и девиации, отсутствие у подростков твердых нравственных взглядов и убеждений;
  • перенос общественно-организаторской и коммуникативной активности подростков в сферу свободного общения, которое носит поисковый характер, и в связи с этим увеличение у них неформальной, стихийно возникающей, неорганизованной асоциальной деятельности и отношений;
  • постепенное отчуждение подростков от первичных социально полезных групп (семьи, класса, учебной группы).

 

Рекомендации родителям по профилактике деструктивных проявлений у детей и подростков.

  • Проявляйте интерес, осуществляйте контроль активности ребенка в сети Интернет, в социальных сетях. Так Вы сможете пресечь негативное воздействие на ребенка со стороны других людей и организаций.
  • Учите ребенка правилам безопасного поведения (в том числе в сети Интернет). Так Вы научите ребенка нести ответственность за собственную безопасность.
  • Обращайте внимание на характер Ваших отношений с ребенком (уровень доверия между вами, удовлетворенность базовых потребностей ребенка). Жестокое отношение к ребенку, игнорирование, сверхоконтроль или попустительство являются факторами риска его психологического здоровья и способствуют развитию у него деструктивных проявлений.
  • Обращайте внимание на признаки кризисных состояний у ребенка (высокая тревога, напряжение, агрессивность, изоляция, угнетенное или подавленное состояние, повышенная возбудимость). Данные признаки могут быть следствием внутреннего неблагополучия ребенка, страданий или употребления наркотических веществ.
  • Обращайте внимание на увлечения ребенка, на уровень его досуга; поддерживайте вашего ребенка в самоопределении.
  • Интересуйтесь делами ребенка, событиями его жизни (с кем дружит, с кем конфликтует, как взаимодействует с учителями и т.д.). Так Вы сможете вовремя поддержать его, создадите ощущение его значимости и поможете выбрать конструктивное направление развития.
  • Учите ребенка критически мыслить, создавайте для него возможность выбора, чтобы он учился принимать самостоятельные решения. В последствии в других ситуациях он сможет проявлять инициативу, быть ответственным, противостоять негативному воздействию со стороны других людей.
  • Разделяйте ответственность со своим взрослеющим ребенком. Выделяйте ему собственные обязанности и помогайте в тех делах, с которыми он еще не может полностью справиться самостоятельно. Так он научится рационально использовать собственную свободу и силы и приобретет необходимые навыки для самостоятельной жизни.
  • Поддерживайте ребенка в ситуациях неудачи, помогайте пережить тяжелые чувства (гнева, печали, горя, одиночества, тревоги). Так ребенок научится конструктивно переживать жизненные невзгоды.
  • Отмечайте резкие изменения в поведении и в состоянии ребенка. Кардинальные изменения могут быть признаком глубокого психического или психологического неблагополучия ребенка. Ряд изменений является следствием взросления ребенка и нуждается в их поддержании и развитии (становится более самостоятельным, общительным, любознательным, больше заявляет о себе и т.д.).
  • Формируйте у ребенка толерантное отношение к отличиям других людей. Так Вы научите ребенка принимать себя и других, предотвратите внутреннее рассогласование и агрессивное отношение к себе и окружающим.
  • Привлекайте ребенка - подростка к совместному труду со взрослыми, к семейному делу. Так ребенок научится ценить собственные усилия, чувствовать собственную значимость, научится занимать себя полезным трудом.
  • Разговаривайте с ребенком, проясняйте мотивы его поступков ("Зачем ты так сделал?", "А что будет, когда ты это получишь?"). Так вы сможете снизить импульсивное необдуманное поведение ребенка, вызванное внутренним противоречием, поймете потребности ребенка, научите ребенка осознанному поведению.
  • Обращайте внимание на затяжные конфликты в семье, оградите ребенка от участия в конфликтах взрослых. Ребенок чувствует бессилие в конфликтах взрослых, одновременно испытывая и злость, и любовь к близким. Часто в этом случае он ищет избавления от боли и напряжения в деструктивных действиях (попытки самоубийства, демонстративные проступки, асоциальное поведение, жестокость по отношению к другим).
  • Создайте ребенку возможность для его полноценного отдыха, труда, личное пространство. Неудовлетворенность базовых потребностей приводит к формированию высокого эмоционального напряжения, снижению психологического здоровья ребенка, снижает ощущение собственной ценности и значимости.
  • Уделяйте внимание чувствам и состоянию ребенка, если в семье произошло кризисное событие (развод родителей, смерть члена семьи, появление нового члена семьи, несчастный случай , болезнь члена семьи и т.д.). Ребенок не всегда может выразить собственные чувства и справиться с тяжелыми переживаниями. Отсутствие понимания и поддержки приводит к тому, что ребенок ищет помощи у посторонних людей (лидеры деструктивных молодежных движений, сектанты, отрицательные авторитеты).

 

Наши выпускники — студенты лучших вузов
россии и зарубежья: